Почему-то этот "референдум" допек меня даже больше, чем война. До полной, иссушающей депрессии. Может быть, потому, что это корень зла. Война - всего лишь его плод. А корень зла - это вот этот, не меняющийся с советского времени, культ беспросветной лжи, это абсолютно оруэлловское бесстыдство. В этом есть что-то поистине сатанинское, оставившее простое зло далеко позади.
Можно, наверное, спокойно смотреть в глаза человеку, который открыто исповедует людоедскую логику. Я сильнее, поэтому могу отобрать твой телефон и кошелек. Я могу со своей армией вторгнуться на чужую землю и пытаться ее захватить, как делали когда-то наши грубые и незамутненные предки. Это - просто варварство. А варварство, как показывает практика, всегда в конце концов оказывается обуздано - и силой, и самим развитием человеческого мышления, когда естественные ещё вчера вещи, вроде пыток и публичных казней как основы судопроизводства, превращаются в глазах практически любого человека в нечто невозможное и дикое.
Жестокость, проистекающая из простого варварства, кажется чем-то почти доброкачественным, когда видишь истинное зло. Вот это сочетание самообмана, подлости и одержимости, которую нельзя назвать даже безумием. Ах, если бы это было безумие!.. Если бы можно было бы сказать себе, что эти люди просто помешались, что они не контактируют с реальностью, как человек, который в помраченном состоянии сознания кромсает собственную руку в полной убеждённости, что он режет хлеб на бутерброд. Но это не безумие. Ты знаешь, что они не "заблуждаются", не "лгут", не "ищут оправданий собственным поступкам". Ты только не знаешь, как назвать этот процесс, этот чудовищный процесс, происходящий у них в голове, этот культ зла и одержимость злом. Истинное зло ужасно тем, что оно не вмещается в сознание. Оно парадоксально, запредельно перверсивно. Оно не имеет почвы и питается самим собой.