ОБ ОСКОРБЛЕНИИ САМОЙ ЖИЗНИ
Сегодня произошло два важных события - бунт на Artstation против допуска на площадку изображений, созданных по принципу "текст-в-картинку" и релиз Каскадёра, про который вы скорее всего никогда не слышали, а это, между прочим, одно из лучших применений ИИ для творчества.
Сначала про бунт. Во-первых, это уже второй бунт. Первый был на гитхабе, когда Microsoft выпутил Copilot - нейросеть, обученную на, собственно, гитхабе, ныне принадлежащем MS с полным игнорированием лицензий размещенного там кода. Есть лицензии, по которым код можно использовать и распространять только по такой же лицензии, есть запрещающие коммерческое использование, запрещающие модификацию и почти все лицензии подразумевают указание авторства. Однако авторство кода, продуцируемого Copilot - коллективное гитхабовское бессознательное. А бессознательное можно присвоить, предоставлять в качестве услуги и брать за это деньги, что MS и сделал.
Людям вне индустрии было довольно тяжело понять, отчего программисты ведут себя чудным для любителей технического прогресса образом и пытаются разломать ткатский станок из-за отсутствия наглядности. Когда множество художников показали, как Stable Diffusion воспроизводит их стиль (а в некоторых случаях и суть), стало несколько понятнее в чем суть претензий - работы людей взяли без их разрешения для использования в коммерческом продукте, не говоря уже о том, что художникам, как бы это помягче сказать, не свойственно публиковать работы под GNU-лицензиями.
Текущий бунт на Artstation подогревается катастрофическим мышлением, создающим образ кошмарного будущего, в котором нейросети справятся с рисованием правильного количества пальцев на руках и 99% контента будет генерироваться машиной, а художники будут либо создавать сырье для новых машин, либо нарочито кривые и шершавые горшки с биркой "сделано людьми" в противовес конвейерному масс-продакшену.
Конечно, они неправы. Будет гораздо хуже. И не так. Если в течение следующих лет мы не начнем расплачиваться крышками за крыс на палочке, то случится законодательная регуляция ИИ и это будет пиздец, в котором креэйторы-одиночки пострадают в любом случае.
Самое страшное в печатном прессе не то, что он отнимает работу у переписчиков, а в том, что диктатор с пулеметом или корпорация стоимостью как целая страна подчиняет все прессы себе.
Так что, мм, наслаждайтесь анархией цифрового фронтира пока Meta и MS чертят границы по линейке. Появятся законы для защиты детей от порно, порно от детей, Маска от обидных фотожаб и Sony от школьников, вздумавших рисовать человека-паука без разрешения. Open source вас не спасет, поскольку конкурентоспособные нейросети будут полагаться на вычислительные мощности, недоступные частным лицам.
А художники, программисты и прочие, чьи работы _несомненно_ будут использоваться против воли в коммерческих продуктах окажутся в положении пользователей нынешнего Ютуба, в котором медиа-магнаты обвиняют _вас_ в воровстве за качественное исполнение гольдберг-вариаций и вы ничерта не можете с этим сделать.
Все это звучит чрезвычайно безрадостно, и если в контексте этого всего вас не радует небывалый прорыв в области ИИ, посмотрите на шикарный пример использования машинного обучения: Cascadeur.
Это программа - мечта хореографа. Используя всякую разную математику, в частности нейросеть, она убедительно интерполирует движение любых тварей, например людей, между заданными пользователем позами.
Нет, вы не можете выбросить Библию аниматора и пускать слюну, пока машина анимирует ваших персонажей. Но этот софт избавляет вас от львиной доли унылого труда, который не приносит в вашу жизнь ничего, кроме артрита от восемнадцати часов кликанья мышкой или пером.
Это реальный инструмент, позволяющий создавать движение по замыслу автора, но за меньшее количество времени, а не демонстрация убер-технологии, которая после первого вау-эффекта оказывается скорее обузой, как "волшебный авто-риг Mixamo" или любая нейросеть типа "текст-в-картинку", которую мучительно тяжело контролировать.
И нет, прорисовщики (я их боюсь, не знаю, какая должна быть сила воли, чтобы этим по жизни заниматься) не потеряют работу. Смеар-фрэймы - это отдельное искусство, не имеющее к интерполяции никакого отношения, даже в 3d. Посмотрите, как анимированы поздние пиксаровские герои или персонажи Overwatch по кадрам - охренеете. Никакая машина так не сделает.
Сейчас все цитируют Миядзаки, про то, что "ИИ в искусстве - это оскорбление самой жизни". Я посмотрела то, что ему показали, когда он это сказал и подтверждаю - оно самое. Я не знаю, что было в голове у людей, которые решили показать известному своим консерватизмом и суровостью 80-летнему деду самое отвратительное демо обучения с подкреплением в мире. Мне было активно неприятно на это смотреть, хотя я понимаю, что происходит, и видела кучу таких демок.
ИИ в искусстве - это инструмент и подспорье. Покажите, как вы создали с его помощью что-то красивое (возможно тогда бы он просто поморщился и сказал, что это посредственно). Но нет, вы принесли Миядзаки корчащийся гнилой труп и сделали удивленное лицо, когда ему не понравилось. Чудаки.
Я не умею рисовать. Мне стыдно показывать сториборд текущего проекта коллеге, потому что это мрак и ужас, но что поделать.
Я воспринимаю как божий дар каждую технологию, позволяющую мне делать то, что другие могут просто потому что талантливы. У меня впереди две убийственные сцены с фехтованием, и Каскадер, вероятно, позволит мне не впасть в отчаяние, вычищая нищенский мокап и, вероятно, сделает их в принципе реальными с моими способностями. И я совершенно не переживаю, что "несправедливо займу место кого-то талантливого за счёт компьютера", как сейчас говорят. Что для меня костыли - для них - крылья.
Впрочем, может быть этот катаклизм заставит нас пересмотреть определение искусства в принципе. Я попросила ChatGPT написать "ужасный сценарий для Netflix-адаптации Ведьмака" и все равно получилось лучше, чем сделали люди.